Старинная усадьба База отдыха Межутоки Отдых на Валаде в старинной усадьбе
На главную
Отдых на Валдае
История усадьбы
Проживание
Цены
Контакты
Заказать места
Как добраться
Карты
Достопримечательности
Развлечения
Рыбалка
Охота
Грибы-ягоды
Отзывы
Президент Каменного острова
 


Я стал рассказывать, что сегодня произошло на острове.
Отец, не перебивая, слушал. Когда замолчал, он сказал:
— Я тоже когда-то искал эту могилу... И до меня искали мальчишки. А нашёл вот Сорока.


 

 


Вильям Козлов, «Президент Каменного острова»

 

Город Бологое

Бологое

Историко-архитектурный очерк

Один из молодых городов Тверской обл., сформировавшийся в связи с развитием узловой станции Октябрьской (бывш. Николаевской) железной дороги, получил статус города 3 июня 1917 г., статус районного центра - в 1927 г.; население - 33,6 тыс. человек (в 2000 г.). Расположен на сложно очерченных берегах протянувшегося с севера на юг озера Бологое, озер Глубочиха, Огрызковское, Озеревки, Долгое и их ближайших окрестностях. Город образовался в результате слияния села Бологое и пристанционного поселка с несколькими окрестными деревнями и усадьбами. В настоящее время включает: Бологое, Бологое-2, Борки, Вербушкино, Елагино, Замостье, Медведево, Новая Горка, Огрызково, Починок, Федосихино, Долгое, Заозерье, Злино, Мишутино, Никифорово, Подлипье, Подол, Пруды.

Бологое Бологое

Первые финно-угорские поселения появились на ныне занимаемой городом территории, на берегу озера, в I тыс. до н.э.: два городища дьяковского типа обнаружены археологом А.А.Спицыным (1903). В IV-V вв. н.э. эти места (бассейн р. Мста) заселили ильменские славяне, пришедшие с северо-запада. Вплоть до XV в. история Бологого лишь косвенно фиксируется в письменных источниках. Тогда его территория относилась к Деревской пятине и входила в состав Новоторжских земель, принадлежавших Новгородской боярской республике, а позднее перешедших к Московскому государству (конец XV в.). Впервые Бологовский погост с мелкими окрестными деревнями, в том числе "сельцо Бологое над озером Бологим" упоминается в 1495 г. в Новгородской писцовой книге. В деревнях (всего названо 36) насчитывалось по 2-3 двора. Среди них Подлипье, Глубочиха, Горка, Подол, Медведево, Огрызково, Починок. Сельцо Бологое, в котором стояла деревянная (кладбищенская) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и озеро принадлежали двум сыновьям князя Пужбальского, Ивану и Семену, жил в нем князь Семен Пужбальский с тремя "людьми". В Медведеве было шесть дворов, в деревне Подол - два, в деревне Огрызково - три.

На протяжении XV - XVIII вв. Бологое развивалось медленно. Ни Вышневолоцкая водная система, построенная при Петре I и проходившая в том числе по р. Мста (сравнительно недалеко от Бологого), ни близость Московского тракта не оказали на него особого влияния. Вплоть до середины XIX в. на берегах озёр Бологое, Глубочиха, Огрызковское, Озеревки, Долгое существовало несколько отдельных населенных пунктов, связанных между собой проселочными дорогами. С конца XVIII в. Бологое входило в состав Валддайского уезда Новгородской губернии. Застройка долгое время была одноэтажной и деревянной. Только в 1808 г. при дороге из Бологого в расположенное к западу от него Замостье появилось первое кирпичное сооружение - церковь Троицы, построенная в стиле классицизма взамен деревянной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи 1755 г. Деревянной была также первая (из известных) в Бологом дворянская усадьба, принадлежавшая Вышневолоцкому уездному предводителю князю А.С. Путятину (первая половина XIX в.). Главный дом и три флигеля находились на берегу оз. Бологое (на месте существующего Дома культуры). Во второй половине XIX в. дом был частично перестроен, а в 1917 г. сгорел. При жизни трех поколений рода Путятиных усадьба приобрела известность культурного центра, особенно при князе П.А. Путятине (также Вышневолоцком уездном предводителе дворянства). До 1917 г. здесь побывали многие общественные деятели, ученые, исследователи природы и истории Валдайского уезда, творческая интеллигенция, в том числе: А.Ф. Гильфердинг, В.А. Прохоров, А.Н. Виноградов, Н.В. Калачев, Д.Н. Анучин, А.А. Спицын, М.Н. Римский-Корсаков, Ф.И. Братский, Н.С. Самокиш, Н.К. Рерих. В 1904 г. князь П.А. Путятин, коллекционер, ученый-археолог и краевед, открыл в своей усадьбе "специальный художественно-археологический музей" (часть экспонатов хранится в Государственном Историческом музее, Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии в Петербурге и других.).

Расширение территории и частичное слияние отдельных населенных пунктов, по-видимому, началось вскоре после 1851 г., когда через Бологое прошла линия Николаевской железной дороги и был выстроен комплекс узловой станции 1-го класса (одной из трех на этой трассе). Железная дорога стала важнейшим градообразующим фактором, действующим вплоть до нашего времени: развитие транспортного узла, усложнение его структуры активизировали заселение и социальное развитие ближних территорий (в 1867 -1868 гг. Бологое занимало 5,8 кв. верст; численность населения - 1000 человек.). Между 1845-1851 гг. в формах эклектики выстроены главные кирпичные сооружения комплекса железнодорожной станции - одноэтажное здание вокзала островного типа и кольцевое паровозное депо с мастерскими (автор проекта петербургский архитектор Р.А. Желязевич). В начале 1850-х гг. возле станции появился деревянный поселок для рабочих и служащих железной дороги, который расширялся в последующее время (в 1865 г. состоял из двадцати казарм с населением 300 человек). Поселок постепенно разрастался вдоль железнодорожных путей, особенно в восточном направлении (на более возвышенной и сухой местности), с включением точечной кирпичной застройки в формах эклектики: больницы (1875, перестроена в начале XX в., реконструирована в 2001 г.), бани для низшего разряда служащих железной дороги (1880 г., не сохранилась), технического училища (1881 г., восстановлено в 1950 г.).

Одновременно с расширением пристанционного поселка увеличивалось и село Бологое (к 1901 г. численность населения Бологого со слободами достигло 5800 человек, в том числе более 300 временных рабочих). На протяжении второй половины XIX в. землю между железной дорогой и оз. Бологое застраивали купцы, подрядчики и промышленники. На берегах озера появились новые районы двухэтажной деревянной застройки, дачи. Главной стала Александровская улица (современная ул. Кирова и ул. Дзержинского), вымощенная камнем часть проселочной дороги, проходившей через Замостье и Бологое на Медведево. В последней четверти XIX - начале XX в. в центре города, на северной стороне Александровской улицы, сложились комплексы двух главных площадей: Соборной (ныне Советская пл.) и Торговой (пл. Ленина), большая часть застройки которых была кирпичной. Соборная площадь (расположена западнее, дальше от станции), представляет в плане неправильный пятиугольник. Комплекс ее образовался после сооружения "на Александровской горке", на земле кн. П.А. Путятина, кирпичного пятиглавого Покровского собора в русско-византийском стиле с двухъярусной колокольней (1885 г., разрушен в 1932 г.). По периметру площади выстроены двухэтажные кирпичные дома в формах эклектики с лавками купцов Коловского, Артемьева, Гребенщикова, Гречиных, подрядчика земляных работ Мельникова, подрядчика малярных работ Каретникова. На трапециевидной в плане Торговой площади находились торговые ряды, вокруг - трактиры, лавки; в том числе дома купцов Рябинина и Лаврентьева. 1870-е - начало 1890-х гг. - второй этап развития железнодорожного комплекса в Бологом. В это время активное строительство новых сооружений на всех станциях Николаевской дороги вело Главное общество Российских железных дорог. По-видимому, в этот период были выстроены здания в кирпичном стиле на привокзальной площади (административное здание, дома для обслуживающего персонала; восстановлены после 1945 г.), в полутора километрах к востоку от станции - веерное паровозное депо, вокруг которого к 1917 г. сложился комплекс служебных сооружений (депо с утратами восстановлено после 1945г.). Важнейшим железнодорожным узлом Бологое стало после включения его в систему трех дорог: Виндаво - Рыбинской (1870), Бологое - Дно (1897) и Бологое - Великие Луки (1907).

В 1890-х гг. в окрестностях станции, на берегах оз. Бологое, шло промышленное строительство: лесопильный завод и мельница братьев Корсак (1893), два кирпичных завода (конец XIX - начало XX в.), а в связи с ним - жилое строительство. Вблизи заводов сложились слободы из одно-двухэтажных деревянных домов (например, в районе ул. Садовой). Заметными частными постройками на берегу озера были деревянные дачи Елагиных, Пилсудских, военного врача Потоцкого, фармаколога Н.П. Кравцова и др. Примером загородного строительства начала XX в. в стиле модерн может служить дача инженера Рашевского на Красной горке с кирпичным главным домом. В результате к началу XX в. сформировались наиболее крупные части будущего города: станция Бологое, Старое Бологое, Новое Бологое, дачи, станция Медведево, в том числе слободы: Змейка Первая, Старое Бологое, Елкина дача, Островок, Болото, кирпичный завод Корсака. Их слияние вблизи северного края оз. Бологое постепенно происходило на протяжении 1900 - 1910-х гг. В северо-восточной части этого образования сложился значительный массив одноэтажной жилой застройки, что дало основание для строительства в этом месте, у дороги, ведущей в Медведево и Бологое-Полоцкое, часовни Тихона Задонского (1904) и церкви в память рождения цесаревича Алексея (1914 - 1917). Часовня выстроена в кирпичном стиле, церковь - в русско-византийском. Расположенные на обочине дороги, на видном месте, в окружении одноэтажных деревянных домов, они являются архитектурными и высотными доминантами. Еще одна часовня - в русско-византийском стиле - выстроена в центральной части города (Набережная) в память жителей Бологого, погибших в 1911 г. во время пожара в местном кинематографе. В 1916 г. предполагалось превратить её в алтарь придела большого храма, но этот проект осуществлён не был.

В 1900-1910-е гг. (до 1917) завершилось строительство пристанционного комплекса в Бологом: с элементами модерна в архитектуре были выстроены кирпичное здание начальника станции на привокзальной площади, водонапорная башня, будки путевых обходчиков, будка оператора сортировочной горки. В 5 - 7 км к югу от станции Бологое в середине 1900-х гг. сложился комплекс станции Бологое-2 (Бологое-Полоцкое): вокзал берегового типа, водонапорная башня, веерное депо, склады, путевые постройки. Комплекс выстроен в кирпичном стиле (предположительно авторы проекта - Г.В. Войневич и Ф.С. Ясинский). В начале XX в. в больничном городке перестроен главный кирпичный корпус, рядом с ним появились еще три - деревянные, в простейших формах модерна. Важным событием в истории Бологого стало присвоение ему статуса города 3 июня 1917 г. по решению Временного правительства - за участие в событиях, связанных с отречением Николая II от престола. Общая численность его населения в это время (по данным 1916 г.) составляла 15000 человек.

В советские годы жилое строительство в Бологом было по-прежнему в основном связано с развитием железной дороги. Значительную часть населения Бологого составляли железнодорожники. В 1927 г. город стал районным центром, на его окраинах возникли небольшие местные промышленные комплексы: мясокомбинат (1929), молокозавод (1930), неподалеку от станции сооружена фабрика-кухня (1920-е гг., сильно перестроена). Жилые кирпичные дома 1930-х гг. немногочисленны. На ул. Кирова сохранился четырехэтажный жилой дом с угловой ротондой в стиле советского неоклассицизма, до сих пор являющийся архитектурной доминантой. В центре города существуют послевоенные кирпичные постройки в том же стиле: четырехэтажный дом с аптекой на ул. Кирова, музыкальная школа на пл. Ленина, два двухэтажных корпуса на ул. Дзержинского. Эти здания изменили масштаб застройки, но включены в нее достаточно органично, став высотными и композиционными акцентами.

В настоящее время городская структура Бологого продолжает развиваться. Главная ее часть, подковообразно изгибаясь, окружает озеро Бологое, к ней примыкают входящие в состав города окрестные населенные пункты. Сохранено историческое ядро с преимущественно одноэтажными деревянными домами конца XIX - начала XX в., расположенными в центральной части города, среди которых на западе выделяется вертикаль Троицкой церкви. В старую застройку включены сооружения советского периода. На окраинах расположены промышленные предприятия и многоэтажные жилые кварталы 1970 - 1990-х гг. Представляют интерес железнодорожные комплексы, кирпичная и деревянная жилая застройка второй половины XIX в. (пл. Советская, р-н Старобологовской ул., Кривого пер., ул. Садовой, пер. Высоковского, восточный конец ул. Дзержинского, Набережная), немногочисленные храмы и часовни.

Источник: «Памятники архитектуры Тверской области». Книга 2. Тверь. 2002г.

ПОЛЕЗНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ (код Бологое 8-48238-)

Справочное бюро АТС г. Бологое ..............................................09
Приемная главы администрации, ул.Кирова,13.....................2-32-88
Справочное бюро ж/д вокзала ..........................................5-24-31
Билетная касса ж/д вокзала .............................................5-25-77
Билетная касса автовокзала, пл.Привокзальная ..................2-22-01
Банк сберегательный, пл.Ленина,4 .....................................2-33-21
Центральная библиотека, ул.Кооперативная,2 ........................22-06
Гостиница "Октябрьская", ул.Кирова,22 ..............................2-23-77
Дом культуры, ул.Кирова,33 ..............................................2-22-63
Кафе "Октябрьская", ул.Кирова,22 .....................................2-25-34
Музей, ул.Кирова,4 ..........................................................2-29-43
Телестудия "Спектр", пер. Свободы, 9 ................................2-30-22
Редакция газеты "Новая жизнь", пл.Ленина, 6 .....................2-26-09
Троицкая церковь, ул.Кирова, 54 ......................................2-25-09

 

Другие достопримичательности:

 

Отдых на Валдае это холмы с бревенчатыми избами деревень

наверх


сделано в Logic Systems

Rambler's Top100